Крещение Господне. Богоявление
На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника
совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием.
В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и
озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин
Великого освящения воды.
По освящении воды, Патриарх прежде принятия антидора трижды пил воду, а
затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. По окончании
отпуста совершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей святой водой.
В сам праздник Крещения совершался Крестный ход на Москву-реку при большом
стечении народа, а также при участии царя и вельмож. На реке, на месте
водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для
Патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к
месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием общей численностью от 400 до 600
человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие
Патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впер
Достигнув «Иордани», шествие останавливалось и размещалось на льду реки в
строгом порядке. Непосредственно у проруби находилось духовенство, царь со
своими приближенными и воины. Остальные участники торжества заполняли окрестные
берега Москвы-реки.
Вода, освященная в Навечерие праздника и в самый праздник Богоявления,
называется великой Агиасмой, то есть великой святыней, потому что через наитие
Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу.
Поэтому эта вода имела важное и обширное употребление у православных христиан
различных исторических эпох. Ею окропляли дома верующих в Навечерие и праздник
Богоявления; верующие могли употреблять ее во всякое время с великим
благоговением, вкушали до принятия пищи, заботливо хранили ее в течение года и
сегодня благочестивые традиции крепко хранятся и соблюдаются современными
православными христианами. Также Церковь ее употребляет при освящении Мира, при
освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же Богоявленскую
воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для
Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и
Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не
подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении
разных веществ, чем-либо оскверненных.
Кроме благочестивых традиций, бытовали и различные суеверия, связанные с
праздником Крещения Господня, в особенности ярко это выражается в наши дни,
когда люди, далекие от восприятия праздника по православной традиции, отмечают
по совершенно непонятным обычаям, напоминающим языческие обряды и доходящим до
откровенного кощунства. Как, например, купание в «Иордане» с распитием спиртных
напитков, но самое ужасное – это отношение к Крещенской воде как языческому
оберегу.
Отсюда полумагическое отношение к святыне, страх, что не достанется, ссоры
в очереди за водой. Причем это неблагоговейное настроение иногда
распространяется и на воцерковленных людей. Бытует еще одно суеверие, что якобы
вода освященная в Навечерие праздника 18 января отличается по своей благодатной
силе от воды освященной после Литургии 19 января, поэтому вечернюю воду
называют «Богоявленской», а утреннюю «Крещенской». Чин освящения воды один и
тот же, и благодатная сила одинакова.
В церковные праздники необходимо чтить благочестивые традиции, само
Богоявление, по словам апостола Павла есть «великая благочестия тайна: Бог
явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в
народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3. 16) и благодать,
дарованная нам в приобщении святыни в эти дни должна бережно сохраняться нами
как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментировать...